Обнуление с 5 июля пошлин на импорт российской и казахской нефти в Беларусь может наводнить внутренний рынок Украины некачественным топливом. Созданный РФ, Казахстаном и Беларусью 5 июля Таможенный союз представляет для Украины существенную угрозу — беспошлинный импорт российской нефти на белорусские и казахстанские НПЗ похоронит украинскую нефтепереработку, на которую действие пошлин распространяется, особенно если учесть, что Киев решил передвинуть переход рынка нефтепродуктов на новые стандарты с 2011 на 2012 год.
Это значит, что увеличение поставок нефти в соседнюю Беларусь приведёт к росту доли некачественных нефтепродуктов в Украине: отечественные трейдеры станут закупать в Беларуси больше дешёвых полуфабрикатов для увеличения производства некачественных смесевых бензинов на украинских нефтебазах.Это обстоятельство больно ударит по планам проведения в Украине футбольного чемпионата Евро-2012. В рамках данного проекта в страну запланировано привлечь несколько миллионов автотуристов из стран ЕС. Вряд ли они рискнут ехать на собственных машинах в страну, где доля фальсификата на рынке нефтепродуктов грозит вырасти с нынешних 20–30 до 50%.
До обнуления пошлин импорт российской нефти в Беларусь по итогам 2009 года достиг 21,4 млн. т. Большая часть нефти, переработанной на НПЗ этой страны, была экспортирована. Страны ЕС потребили более 12 млн. т продукции белорусских НПЗ, давно модернизированных под выпуск нефтепродуктов европейского качества. Поставки готовых белорусских нефтепродуктов в Украину превысили 1 млн. т. Также было ввезено 0,9 млн. т нефтяных полуфабрикатов, из которых уже на местах (с помощью октаноповышающих присадок) производились смесевые автомобильные топлива. В целом до обнуления российских пошлин доля белорусов на украинском рынке в 2006–2009 годах уверенно возрастала с 4–5 до 15% (от всего потребления, объём которого — около 14 млн. т в год). Появление на белорусском рынке дешёвой беспошлинной нефти из РФ ещё больше активизирует этот процесс. По самым осторожным прогнозам, доля белорусов увеличится до 20–22%.
Что касается украинского рынка, тут доля импорта вырастет не столько за счёт увеличения импорта готовых товарных бензинов, сколько за счёт увеличения объёмов ввоза полуфабрикатов, чему способствуют наши устаревшие стандарты.
Сегодня в Украине действуют два стандарта качества нефтепродуктов — ДСТУ 4063–2001 (аналог Евро-2) и ДСТУ 4839:2007 (отвечает Евро-4, -5). В 2007 году был принят график перехода на новые стандарты качества с параллельным отказом от Евро-2 с 1 января 2011 года. Но 16 июня 2010 года Минтопэнерго, идя навстречу заводам группы «Приват» — «Укртатнафте», «Нафтохимику Прикарпатья» и «Галичине», а также Шебелинскому ГПЗ ДК «Укргаздобыча» НАК «Нафтогаз Украины», — в очередной раз перенёс сроки перехода рынка на европейские стандарты.
По всей видимости, прокол, допущенный Минтопэнерго на этом направлении, в ближайшее время может стать предметом отдельного рассмотрения на заседании Кабинета министров со всеми вытекающими отсюда кадровыми решениями. Перенос даты перехода рынка на Евро-3 и Евро-4 упирается уже в 2012 год — время проведения в Украине Евро-2012. Между тем многие видные деятели ПР уже вложили немало сил и средств в строительство отелей, но их старания могут оказаться напрасными из-за постоянной суеты некоторых чиновников Минтопэнерго вокруг весьма «хлебной» проблемы повышения стандартов качества украинского и импортного бензина. Понятно, что компании, не успевающие перейти на новые стандарты, готовы щедро благодарить чиновников за «услуги торможения». Но пострадать от этого могут инвесторы строительства гостиниц и стадионов, а вместе с ними и миллионы автомобилистов.
1 комментар